МБДОУ «Номин»

674637, Российская Федерация, Забайкальский край, Агинский район, с. Амитхаша, ул. 33-х Партизан, 1А
Поиск
Close this search box.

Народный фольклор. Роль фольклора в духовно-нравственном воспитании детей

Понятие «фольклор» (в переводе с английского «Знание народа») вмещает буквально все виды, сферы и направления человеческой деятельности: труд, досуг, лечение, ремесла, промыслы, творчество, воспитание и учение – всё воспитало фольклор и черпало из него знания и опыт, т.к. в устном народном творчестве черпается мудрость народная: победа добра над злом, нравственная поддержка, милосердие, верность, любовь к людям, терпимость друг к другу, жертвенность.

Как же важна магическая сила слова (пословиц, поговорок, считалок, благопожеланий, скороговорок, дразнилок, страшилок, присказок, здравниц, шуток, прибауток, загадок, легенд, преданий, сказок, сказов) в нравственном, эстетическом, трудовом, физическом воспитании детей. И в нашем детском саду именно этнопедагогике уделяется особое внимание как средству воспитания духовно-нравственных, патриотических чувств ребенка-дошкольника.

Трудно переоценить роль бурятской бытовой сказки, где воспеваются скромность, трудолюбие, уважение к старшим, чадолюбие, забота о престарелых, больных, бедных, бескорыстие, справедливость, сметливость, а осуждается жадность, злость, зависть, суетливость. Рассказывание сказок «Ухаатай эхэнэр» («Умная жена»), «Шадамар хугшэн» («Ловкая жена»), «Сэсэн хаанай бэри – угытэй хунэй басаган» (Дочь бедняка – невестка мудрого хана») воспитывает в детях уважение к женщине-матери «хранительнице очага». Восхищение силой, ловкостью, сметливостью мужчин находим в сказках «Аргашта хусэтэ хоёр» («Силач и ловкач»), «Хушэтэй башатай хоёр» («Сильный и сметливый»), «Холшор хубуун» («Шутник парень»). Любимым сказочным персонажем детей и взрослых является Будамшу, защищающий слабых, бедных, обиженных («Будамшугай аашанууд» — «Проделки Будамшу», «Будамшу ба поп хоёр»).

Важное место в воспитании детей бурят занимает сказка о животных, т.к. в произведениях «животного этноса» отразилась жизнь человека скотовода во многих её проявлениях. За основными персонажами сказок о животных закрепились определенные характеристики: мышь — умная, верблюд — большой и немного глуповатый, лошадь — трудолюбивая и независимая, волк — глупый и злой, муравей — добрый, белка — запасливая, проворная, медведь — неповоротливый, сильный, считается хозяином тайги. Но одновременно это и маски, символизирующие человеческие пороки и добродетели.

Видео «Пословицы и поговорки» Видео «Загадки»

 

Арадай аман зохёол. Үхибүүдэй хүмүүжүүлгэдэ нүлөө үзүүлдэг.

«Аман зохёол» англи хэлэнhээ «арадай эрдэм» гээд оршуулагдадаг. «Аман зохёол» гэhэн үгын удха соо ажал, урлал, хүмүүжүүлгэ, hуралсал, сэсэн ухаан, эрдэм, hайн ба муу хоёрой зүрилдөөн, хамагта боди сэдьхэл түрүүлхэ ушар, амитанда тэсэбэри, инаг дуран, үнэн сэхэ ябадал гэхэ мэтэ ороно.

Үхибүүдые балшар багаhаань журамтай, шударгыгаар, Эсэгэ орондоо дуратайгаар үндылгэхын тула аман зохёолой алтан абдар уудалха хэрэгтэй. Оньhон үгэ, үреэл, үгэеэ түргэн хэлэлгэ, таабари, үльгэр домог ба түүхэ хамтаатаа аман зохёол болоно. Эдэ бүгэдые манай сэсэрлигэй хүмүүжүүлэгшэд ажалдаа хэрэглэжэ үхибүүдэй хүмүүжүүлгэдэ һайхан нүлөө үзүүлнэ.

Буряадай үльгэрнүүд өөрын онсотой байдаг. Үльгэрэй мүрнүүд соо даруу зан, ажал хүдэлмэри, наhатай зониие хүндэлэлгэ, үлбэр үбшэнтэниие хайрлалга, харууhалалга, үнэн сэхэ ябадал түүрэгдэдэг. Хэрзэгы зан, хомхой сэдьхэл, атаан жүтөөн гэхэ мэтэ муу зантай амитад болон хүниие шүүмжэлэн зэмэлэдэг.

«Ухаатай эхэнэр», «Шадамар хүгшэн», «Сэсэн хаанай бэри — үгытэй хүнэй басаган» гэхэ мэтэ үльгэрнүүдэй удха үхибүүд ойлгоходоо эжыгээ бүри ехээр сэгнэдэг хүндэлдэг. «Аргатай хүсэтэй хоёр», «Хүсэтэй ухамай хоёр», «Холшор хүбүүн» гэхэ мэтэ үльгэрнүүд соо хүсэ шадал, ухамай холо бодол, шэн зориг гэхэ мэтэ hайн мэдэрэлнүүдтэй «геройнуудые» харуулhан. Үхибүүдэй ба бүдүүн зоной эгээл дуратай үльгэр «Будамшуу». Энэ үльгэр соо Будамшуу муу байдалтай хайратай хүнүүдтэ туһалдаг хамгаалдаг.

Буряадай аман зохёолдо амитад тухай үльгэрнүүд өөрын онсо hууритай. Тиихэдээ үльгэр соо амитад өөрын зан харуулһан байдаг. Жэшээнь: хулгана – ухаатай, тэмээн – бэеэрээ томо аад тэнэгтэй, морин – бэеэ даанги, ажалша, шоно – сухалтай, тэнэг, шоргоолзон — hайн зантай аад нөөсэлдэг, баабгай – хүсэтэй, хүдэлсэ муутай, шэрэнги ойн эзэн. Амитадай нюураар хүнэй муу ба hайн ябадалнууд үльгэр соо харуулагдадаг.

Дата обновления страницы: 16.09.2024

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?