МБДОУ «Номин»

674637, Российская Федерация, Забайкальский край, Агинский район, с. Амитхаша, ул. 33-х Партизан, 1А
Поиск
Close this search box.

Бурятские народные игры

Чем играли раньше дети?

Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки.  Излюбленной игрой детишек были шагай – бараньи косточки-лодыжки. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения — качеств, необходимых кочевнику.

  • Табун

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

  • Волк и ягнята.

Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

– Что ты здесь делаешь?
– Вас жду.
– А зачем нас ждешь?
– Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы… Волку нельзя отталкивать овцу.

  • Сурхарбаан

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.

  • Игра в лодыжки (Шагай)

«Игра в лодыжки» (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) широко распространена среди бурят. Она имеет несколько разновидностей. Ниже приводится одна из наиболее простых. Участвовать в ней могут мальчики и девочки 6-15 лет, 2 человека и более.

Описание. Игроки кладут на землю, или на дощечку, или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например каждый по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.

Первый игрок подбрасывает одну лодыжку. Сразу же (той же рукой) берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек. Потом их складывают в общую кучу и игра повторяется.

Правила.

  1. Игрок передает очередь следующему не только тогда, когда не успевает поймать подкинутую лодыжку, но и в том случае, если не успеет взять лодыжку из общей кучи или уронит её, ловя подброшенную вверх.
  2. Играть можно любой рукой, но в ходе игры запрещается менять руку или помогать другой рукой.

В разновидностях этой игры задания усложняются (например, подкинутые лодыжки ловят на тыльную сторону ладони, берут лодыжки, положенные не на землю, а себе на колени, и т. д.). В Бурятии можно наблюдать игру «Шагай» во время езды на лошадях (это очень характерно для потомственных скотоводов).

  • Бабки-лодыжки (Шагай наадан)

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

  1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они собирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.
  2. Большим пальцем щелкают по одной  лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает другую и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе.
  3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.
  4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг друга лодыжки. Побеждает тот чья лодыжка упала на бок или перевернулась.
  5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные в рассыпную на столе.

Правила игры: Следует точно соблюдать приёмы игры.

  • Отгадывание (Таалсалга)

В обеих руках у ребенка по горсточке косточек, дети отгадывают,  в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребенок угадает, то берет косточки себе. Кто больше соберет косточек, тот и побеждает.

В этой игре постигают устный счет, различают понятия «много», «мало», «больше», «меньше». Положив в ладонь малышу одну косточку, воспитатель спрашивает: «Сколько?» и учит отвечать «один». Затем вкладывая в ладонь по косточке добивается от детей ответа: «Два, три» и т.д.

  • Подкидывание трех косточек (Хумпараа)

Эта игра является подготовительным этапом к более сложным играм. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, но для детей младшей группы  это необязательно, важнее узнать, кто у них упал: козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одинаковом положении, тот все косточки-бабки забирает себе.

  • Конные скачки (Мори урилдаалга)

Двое детей строят стену в 10 косточек-бабок. В начале стены по обе стороны ставят «кони» участников. Играющие по очереди кидают «Хумпараа» (из трех косточек). Начинает игру тот, у кого все три бабки упадут одинаково. Если у кого-то в тройке упадет один конь, то этот участник передвигает своего коня на одну косточку вперед. Если у кого упали сразу три коня, тот делает скачек сразу через две бабки и обгоняет соперника. Кто первый доберется до конечной косточки стены, тот победитель, но по желанию соперников их кони могут обогнуть стену и бежать в обратном направлении.

  • Шапка (Малгай нюуха)

Дети садятся в круг, водящий обегает круг, незаметно ложит шапку у кого-нибудь за спиной. Дети стараются не упустить момент, когда водящий уронит шапку. Ребенок, за спиной которого упала шапка, должен незаметно среагировать: подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел на его опустевшее место. Иначе он станет «огоньком» — сядет в середину круга и в наказание будет исполнять пожелания детей – петь, рассказывать, плясать или исполнять номера – «кукарекать», прыгать на одной ноге и т.д.

  • Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)

На начальном этапе игры воспитатель сама загадывает детям загадки, а дети отгадывают их. Если дети затрудняются, воспитатель показывает картинки-отгадки.

Когда дети знают достаточное количество загадок, они делятся на подгруппы, соревнуются между собой в загадывании и отгадывании загадок. В старшей группе дети не только отгадывают загадки, но сами и придумывают их. Сначала воспитатель учит придумывать загадки, отмечать в предмете характерные признаки. Постепенно дети самостоятельно придумывают загадки.

  • Прятать золотинку (Алта нюуха)

По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка» (пуговица, обернутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув ихлодочкой. Ведущий должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети должны внимательно смотреть за соседями. Если ребенок заметил, что «золотинку» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!», ребенок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золотинка» будет обязательно спеть или сплясать. Обычно детям хочется, чтоб его поймали, все желают быть артистами. Выступив перед публикой, «золотинка» становится ведущей, а ведущий садится на его место. Если «золотинка» затрудняется в исполнении своего номера, то дети помогают всей группой. После каждого выступления дети хлопают в ладоши и благодарят за выступающего.

Выполните задание (для родителей):

  1. Напишите какие игры знаете вы?
  2. Перечислите в какие бурятские народные игры играли вы?
  3. В какие национальные игры играете дома с детьми?
  4. Какая игра больше всего нравится вашим детям?

Арадай нааданууд

Урдандаа үхибүүд мүнөөнэйхи шэнги элдэб янзын нааданхайнуудтай байгаагүй. Тэдэ ехэнхидээ дэбхэржэ, хоргодоолсожо, намнасалдажа наададаг байhан. Гартаа дайралдаhан хэрэгсэл: шулуун, мүшэр гэхэ мэтэ наадандаа хэрэглэхэ.

Мүн хониной шагайнуудаар үхибүүд бүдүүн зоншье наададаг байһан. Шагай наадан янза бүриин байдаг. Шагай наадаха бүхэндөө үхибүүдэй гарай хүдэлсэ нугархай болохо, ухаан hонор, hүбэлгэн, дүрэ шадабаритай үндыдэг hэн ха.

Адуун hүрэг

Нааданай хабаадагшад гар гараа барисалдан дүхэриглэн зогсоно. Эдэ морид болоно. Дүхэригэй досоо хэды үхибүүд байна. Эдэ унагад болоно. Дүхэригэй газаа талада азарга ябана. Тэрэнэй зорилго шононуудые дүхэригhөө холодуулха. Гурбан шононуудай зорилго азаргада баригдангүй, гар гараа барисалдаад зогсоһон моридые таһалаад унагыень барижа эшээндээ абаашаха. Гурбан шононууд азаргада баригдаа hаа наадан дүүрэнэ.

Шоно ба эшэгэд

Нэгэ хабаадагша шоно болоно. Нүгөөдэнь – ямаан, бэшэниинь эшэгэд. Шоно харгы дээрэ hуужа байна. Тэрэ харгыгаар ямаан эшэгэдтэеэ ябана. Урда тээнь ямаан, эшэгэд хойнонь. Ямаан шонодо дүтэлөөд:

— Ши эндэ юу хэнэбши? – гэжэ hурана.

— Таанадые хүлеэнэб.

— Маанадые юундэ хүлеэнэбши?

— Эдихын түлөө хүлеэнэб, — гэжэ шоно хэлээд һүүлшын эшэгые барихаа hанана. Ямаан бэеэрээ эшэгэдээ шоноhоо халхална.

Эшэгэд хойно хойноhоо бэе бэеһээ барисалданхай. Ямаанай ябаhан тээшээ тэдэ ябана. Шонын зорилго hүүлшын эшэгэ бариха. Һүүлшын эшэгэ барихын тула шоно хойнонь гараха еһотой. Ямаан харгыень хаажа гаргуулнагүй. Шонын хүдэлhэн тээшэ ямаан хүдэлнэ. Эшэгэд баhал ямаанай хойноhоо хүдэлхэдөө шонодо баригдахагүй гэжэ оролдодно. Ямаае түлхижэ болохогүй.

Шагай шүүрэлгэ

Үхибүүд хониной шагайгаар элдэб янзын наада наададаг байhан.Тиихэдээ палааха дээрэ али үргэн шэрээ дээрэ шагай обоолоод, жээрэбэй ёhоор хэн түрүүлнэб тэрэнь наада эхилдэг. Наадажа байһан үхибүүн нэгэ шагай дээшэнь шэдээд обоолоотой сооһоо хэды шагай гартаа абаха гэжэ оролдоно. Тэрэ мүртөө дээшэнь шэдэhэн шагайгаа үрдижэ альган соогоо тогтоохонь шухала.Тиигэ тиигэhээр обоолоотой шагай дууhаха, хэндэ тон ехэ шагай байнаб тэрэнь шүүhэнэй тоодо орохо.

Дээшэнь шэдэhэн шагайгаа үхибүүн үрдижэ абажа шадаагүй һаа али обоолоотой шагайhаа абаагүй hаа нүгөөдэнь наада үргэлжэлүүлхэ болоно. Нааданай үедэ гараа hэлгүүлжэ болохогүй, нүгөөдэ гараараа туhалхагүй.

Шагай наадан

Шагайнуудые урда урдаhаань харуулжа табяад хабаадагшад хоёр можо боложо хубаарна. Элэжээгээр урдахи шагайгаа няhалхадаа нүгөө талада байhан шагай онохо гэжэ оролдоно. Шагай оноhон хүн можодоо оноо асарна.Тон ехээр шагай оноhон можо илана.

Шагайнууд гүйлдэнэ.

Наадагша бүхэн  шагайгаа урагшань ябуулха гэжэ хойноһоонь ондоо шагай няhална. Тиихэдэнь шагайниинь урагшаа хүдэлхэ еһотой. Түрүүн ерэhэниинь шүүнэ.

Хусануудай мүргэлдөөн.

Хоёр хабаадагшад нэгэ доро урда урдаhаа хараад байhан шагайнуудые няhална. Хажуу тээшэ унаhан али мухариhан шагайн хабаадагша шүүгдэhэнэй тоодо ороно.

Таалсалга

Үхибүүн хоёр гартаа хэды хэды шагайнуудые баринхай ара таладаа нюугаад байна. Бэшэниинь ямар гартань хэды шагай байhые тааха ёhотой. Тааhан үхибүүн тэрэ шагайнуудаа өөртөө абана. Олон шагай суглуулhан хүүгэд шүүнэ.

Энэ нааданай ашаар хүүгэд олон ба үсөөн гэжэ мэдэхэ болодог. Хүмүүжүүлэгшэ хүмүүжэмэлэй гарта нэгэ шагай табяад «Энэ хэдыб?» гэжэ hурана. Хүмүүжэмэл тооложо харюу үгэхэ ёhотой.

Хумпараа

Энэ наадан хатуу нааданда бэлэдхэл боложо үгэнэ. Нааданай ёhоор гурбан шагай нэгэ адли боложо унаха ёhотой. Эдир наhанай үхибүүдтэ энэ наада наадхуулхадаа унаhан шагайн янза бүриие танилсуулжа нэрээрнь хэлүүлжэ hурахань шухала. Хэрбэеэ тон адли зүһэтэй шагай унаа hаань үрдиhэниинь саб шүүрэжэ абана.

Мори урилдаан

Хоёр үхибүүд шагайгаар хорёо хэнэ. Тэдэ хорёогой эхиндэ морин болгожо нэгэ-нэгэ шагайнуудые табина. Наада эхилхын урда тээ тэдэ «хумпараа» наадажа шагай буляалдана. Үрдижэ абаhаниинь мори урилдаа эхилнэ. Мухарижа унаһан шагайнууд соо мори тэмдэглэһэн зүһэ тоолохо болоно. Тэдыгээр наадагша өөрынгөө мори урагшань ябуулна. Жэшээнь, хоёр морин буугаад байгаа hаань хоёр дахин урагшань ябуулха. Тиигэhээр шүүгшэд элирдэг.

Малгай нюуха

Үхибүүд дүхэриглэн hууна. Нэгэнь дүхэригэй газаа ябажа байтараа нэгэнэй ара талада малгай орхино. Һуужа байhан үхибүүд ара таладаа гараараа үзэжэ байхань шухала. Гэнтэ малгай ара таладаа обёорбол, тэрэнииень абаад нюуhан хүниие хүсэжэ малгайень үгэхэ ёhотой. Малгай нюугшань түргэн гэгшээр гүйжэ намнагшын hуурида hууха гэжэ оролдохо. Малгай нюуһан хүн хүсэгдөө hаа дүхэригэй дунда hуужа бэшэнэй хэлэhэн соо: дуу дуулаха гү, хатарха гү али нэгэ хүл дээрээ дэбхэрхэ гэхэ мэтэ даабаинуудые дүүргэхэ.

Таабари таалсаха

Нааданай эхиндэ хүмүүжүүлэгшэ хүмүүжэмэлнүүдтээ таабари таалгуулна. Хүмүүжэмэлнүүд тэрэнииень тааха гэжэ оролдоно. Хүүгэдэй таажа ядаа hаань хүмүүжэлэгшэ зурагуудые харуулжа туhалдаг.

Ябан ошон үхибүүд таабаринуудые мэдэхэ болодог. Тиихэдэнь хүмүүжүүлэгшэ  тэдэниие хоёр газар болгожо хубаадаг. Үхибүүд бэе бэедээ таабари таалгуулна. Һүбэлгэн бэрхэшүүлынь өөhэдөө таабари hанаад таалгуулжа байдаг.

Алта нюуха

Нэгэниие урагшань гаргаад, фольга соо орёолтотой шагта барюулдаг. Үхибүүд үбдэг дээрээ альгаа дээшэн харуулаад нэгэ зэргэдэ hууна. Шагта баряад ябагшань нэгэнэй альган дээрэ тэрэнээ табижархина. Хажуудахи hуугшадынь хүршэеэ hайнаар адаглажа байха ёhотой. Шагта табигшань «Алтан гарыш!» гэжэ шангаар хэлэнэ. Шагтатай болоод hуугша үхибүүн хүл дээрээ бодожо урагшаа ябаха еһотой. Хоёр талада hууhан хүршэнүүдынь тэрэниие hөөргэнь hуулгаха гэжэ оролдоно. Бодожо үрдеэ һаа hууряараа hэлгэсэлдэнэ. Шагта баряад байдагынь дуу дууладаг али хатардаг.

Гэртэхиндэ даабари:

  1. Ямар наадануудые мэдэхэбта?
  2. Буряад арадай ямар наадануудые наададаг байһамта?
  3. Мэнөө гэртээ ямар наадануудые наададагбта?
  4. Ямар нааданда үхибүүнтнай дуратайб?

Дата обновления страницы: 16.09.2024

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?