МБДОУ «Номин»

674637, Российская Федерация, Забайкальский край, Агинский район, с. Амитхаша, ул. 33-х Партизан, 1А
Поиск
Close this search box.

Национальные орнаменты

Буряад угалзанууд

Эртэ урда сагҺаа хойшо буряад зон байра байдалаа, эдлэжэ ябаҺан хэрэгсэлнүүдээ, үмдэжэ ябаҺан хубсаҺаяа урлан бүтээжэ, гоёор шэмэглэхэ гэжэ оролдодог байҺан. Жэлhээ жэлдэ олон залуушуул буряад хубсаhаа оёжо, өөрын онсо янзаар шэмэглэн үмдэдэг, зүүдхэлнүүдээ зүүдэг болонхой. Анхан сагһаа урлал бүтээлгэнүүдэй удхыень шэнжэлэн шэмэглэхэдээ аргагүй нягтаар хандадаг байгаа бшуу.

Угаймнай мүнгэшэ, алташа дархашуул хэлэдэг байhан: «Эрдэмтэ зон үзэгүүдээ холбожо, hонин зохёолнуудые дүүргэдэг. Харин бидэ үзэгүүдтэл угалза бүхэнэй удха шанарыень тайлбарилан өөрын шэнжэ оруулан бүтээдэг байнабди». 

— Буряад зон ямар юумэ гоёодог бэ?

— Хайшан гээд гоёодог бэ?

-Ямар угалзануудые мэдэхэбтэ?  Дабтая.

Угалзануудай нэрэнүүдынь тайлбарилга
эбэр

хамар

ажаллажа байҺан табан хушуун малай хэшэгэй тэмдэг
алхам хээ хүнэй үдэр бүриин ута наҺанай алхам
холбоотой хоёр бугааг Эб найрамдалай, хани барисаамнай бүхэ байг
үүлэн хээ үргэдэг, шүтэдэг үндэр тэнгэриин тэмдэг
ҺубариҺан үлхөөтэй Һэеы гэрнүүд үри хүүгэдэй үнэр олон хотон айл боложо түбхинэхын дэмбэрэлэй тэмдэг
сэсэг угалза манай байдалай шэмэг — сэсэгүүд
бүтүү  утаҺан хүнэй үлзы Һайхан заяае тэмдэглэнэ

Даабари. Нэгэ даабарииень шэлэн абаад, амаршалгын открытка хэгты:

1)  γγлэн хээ, гал угалза, алхам хээ, сэсэг угалза, зэрэлгээн хээ.

2) γγлэн хээ, бγтγγ утаhан, хоер загаhан, hэеы гэрнγγд, хамар угалза, сэсэг набша.

3) алхам хээ, холбоотой хоер бугааг, hэеы гэрнγγд, эбэр угалза, зэрэлгээн хээ.

Ара таладань үреэл үгэнүүдые тааруулан бэшэгты.



К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнамент — одно из древнейших проявлений народного творчества. Слово «орнамент» — латинского происхождения в переводе означает «узор» « украшение».

Главной особенностью орнамента является то, что он связан с конкретным предметом (зданием, домашней утварью, костюмам, ковром и т.д.) Он не может существовать самостоятельно, вне этого предмета. Основным источником создания орнамента явилась природа: человек давно подсмотрел у природы его « образцы». Всевозможными узорами расписала она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, создала листья и цветы множества разных растений, явлений природы. Бурятский орнамент тесно связан с бытом людей, с обрядами и обычаями.

Все многообразие орнаментов разделяется на четыре основных групп: геометрические, зооморфные, растительные и природные.

Самые распространенные орнаменты –геометрические. Ведущими мотивами являются «меандр» или «алтан хээ» — (молоточный орнамент), « улзы»- (плетенка), «хас» — ( свастика) и круг. Этот узор имеет очень много вариантов, но имеет значение вечного движения. На бурятском языке « алтан хээ» означает «алха» «молоток» В наш технический век « молоточный» трудовой орнамент встречается всюду. Его можно встретить везде: на мебели, на юртах, на коврах, вышивках, на одежде и посуде и т.д.

Улзы- «плетенка»- древний орнамент, символизирующий счастье, долголетие, благополучие. Это очень почитаемый узор. В буддийском искусстве—мистическая диаграмма, одно из восьми буддийских жертовоприношений, означающий бесконечный цикл перерождений в мире людей.

Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивает, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой. Но по прежнему имеет глубокий смысл и несёт сильную энергетику бурятского народа. В настоящее время все больший интерес орнаменты вызывают у молодежи. Появляются на прилавках стилизованные одежды и орнаментированные вещи, утварь.

Задание на тему «Бурятский национальный орнамент»

Изготовьте дидактическую игру на тему: «Найди пару орнаменту»

Для изготовления игры вам понадобится:

  • кисть,
  • краски,
  • непроливайка,
  • ножницы,
  • клей,
  • карандаш простой,
  • скотч.

Порядок изготовления игры

Находим в интернете орнамент и увеличиваем до определенного размера – распечатываем орнамент и соединяем между собой – затем раскрашиваем- закрепляем технику работы с ножницами и приступаем вырезать. Помогите детям прослоить скотчем с двух сторон – чтобы детали были прочнее. Затем удаляем лишний скотч и разрезаем посередине. Таких орнаментов можно сделать 4-5 штук. Все готово. Начинаем игру. Для этого положите на стол орнаментом вниз. Ребенок выбирает одну, переворачивает, затем другую смотрит если не подходит, возвращает обратно, но при этом он должен выполнить задание : перевод с русского языка на бурятский или наоборот , отвечать на вопросы задаваемый взрослым на бурятском языке или наоборот, рассказать стишок или песню на бурятском языке и берет другую пока не найдет подходящую.

Дата обновления страницы: 03.09.2024

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?